Пастельная живопись

Сухая пастель

Сухая пастель

Что такое сухая пастель?

Слово “pastel” произошло от итальянского “pasta”, и переводится как “тесто”, из которого изготавливают цветной пастельный мелок. Эта масса сделана из натурального красящего пигмента, небольшого количества воды, и гуммиарабика – связующего вещества для склеивания частиц порошка. В составе такого материала концентрация цветного порошка намного выше, чем в других красках, и это дает потрясающую чистоту и разнообразие цветов.

В пастельной живописи не нужно заранее подготавливать холсты, не используются химические разбавители, и не нужно ждать, пока работа просохнет.

Материал свеж и прост, а самое главное – у него великолепная цветопередача. Невероятное количество цветов и оттенков (их более 1650) может дать волю искушенному живописцу, чтобы выразить себя.

Знаменитые живописцы и сухая пастель

Художественная пастель в искусстве занимает значимое место около 300 лет. Нежность и изысканность данной техники, особое свечение и бархатистость, богатство цветов и необычность фактуры, привлекала самых талантливых и именитых мастеров во все времена. Сухая пастель вдохновляла Леонардо да Винчи. В 18 веке самыми заметными мастерами пастельных портретов были французские живописцы Морис Кантен де Латур(последователь великой Розальбы Каррьера) и Жан Батист Перроно. Де Латур смог довести возможности этого художественного материала до совершенства.
К пастели для рисования обращались также импрессионисты Клод Моне, Эдгар Дега, Эдуар Мане и Мэри Кэссет. Наиболее известным мастером стал Эдгар Дега, он посвятил художественной пастели всю жизнь.
В России этими необычными цветными мелками писали знаменитые Н.Рерих, И.Левитан А.Венецианов, В.Серов, М.Врубель, З.Серебрякова.

Живопись и графика

Пастель – нечто среднее между рисунком и живописью. Мягким мелком можно рисовать линии тонко, использовать только контур, делать штрихи и растушевку, а можно писать очень живописно, пастозно, ярко. Художественная пастель способна передать все богатства живописи, но сохраняет непосредственность наброска.

Эффекты в пастельной живописи завораживают приятной бархатистой поверхностью, плавностью переходов, чистотой цвета. Художник смешивает и накладывает слои цвета удивительным образом.

Качественная художественная работа завораживает разнообразием слоев красок, просвечивающихся сквозь друг друга. Легкость и, вместе с тем, глубина таких картин притягивает к себе взгляды искушенных зрителей.

От интенсивности и направленности света зависит игра красок на картине. Именно этим и интересно мастерство в технике пастель. Такие картины вызывают восхищение, и желание рассматривать их при различном освещении. Самое лучшее – дневной свет, но не прямой, а скользящий… Изменившееся освещение способно изменить впечатление от полотна.

Работа в технике мягкая пастель подразумевает растушевку слоя мелка, втирая его в основу. Штрихи и пятна, наложенные рядом, соединяются, но полностью не смешиваются, а начинают светиться цветом. Правильная техника достигается подушечками пальцев по специальной фактурной или абразивной бумаге, по другому не справиться.

Стойкость и хранение пастелей

Лучшая художественная пастель для рисования производится известными европейскими фирмами уже более 300 лет. Цветные мелки для рисования каждая фирма изготавливает по своим оригинальным рецептам, они все разные, и потому палитра уникальных цветов и свойств присущи каждому производителю. В составе используются натуральные пигменты и связывающие элементы, а новейшие технологические процессы производства делают лучшую пастель максимально экологичным, светостойким и нетоксичным материалом. Современные тонированные и абразивные бумаги позволяют работам цветными мелками храниться очень долго.

Такие художественные работы не боятся перепадов температуры, не изменяют цвета и на них не появляются трещины (как в масляной живописи). Этот эффект достигается чистотой и натуральностью красок. Единственный недостаток таких картин и этюдов – они не терпят прикосновений, поэтому требуют хранения под стеклом. Мелки обладают высокой светостойкостью, но воздействие яркого солнечного света может негативно повлиять на изображение, так что хранить произведения, написанные пастелью, в ярко освещенных помещениях не рекомендуется.

Художник и зритель

Из всех художественных средств пастель устанавливает наиболее тесный контакт между творцом и его работой. Цветной мелок становится продолжением пальцев, между рукой художника и мягким мелком возникает такая же связь, как между рукой скульптора и глиной, с которой он работает.

Любовь к живописи, и непосредственно к пастели, позволяет мне передавать чувства, рисуя прикосновениями пальцев. Живопись рождается тут – у мастера в руках. По достоинству оценить такую технику может человек, одаренный утонченным восприятием и изысканным вкусом, способный созерцать подолгу, глубоко проникая, уходить в сюжет картины и странствовать по ней, мечтать.

Работа сухой пастелью способна подарить тепло, много света и успокоение пространству вокруг Вас.

Глубина цветов и тоновых переходов неизменно привлекает взгляд. Шелковистость дарит чувство нежности, полета фантазии и вдохновения колоритом. Изменение освещения способно изменить впечатление от картины. Солнечный луч или другой угол зрения дает возможность увидеть новые оттенки и детали, пробуждающие вкус к жизни.

Для мягкой сухой пастели хорошо подходят любые сюжеты, ее легкость и свежесть может передать тончайшие оттенки цвета, света и тени. Работы в такой мягкой технике занимают значительное пространство в музейных экспозициях всего мира. А сейчас современные картины пастелью могут занять достойное место и в Вашей личной коллекции!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *